бескаркасные ангары и свайно-винтовые фундаменты

Технологии




Технология изготовления буронабивных свай отличается способами образования скважин в грунте и формирования бетонного ствола сваи.

В зависимости от инженерно-геологических и гидрогеологических условий буронабивные сваи устраивают без крепления стенок скважин используя избыточное давление воды или глинистый раствор для предотвращения обрушения стенок, и с креплением стенок скважин обсадными трубами.

При устройстве буронабивных свай применяют вращательное, ударно-канатное и грейферное бурение.

Буровые машины вращательного бурения работают циклично с периодическим выбуриванием порции грунта из скважины и разгрузкой шнека от грунта. Скорость бурения составляет 0,4—1,3 м/мин.

Для устройства свай с уширениями применяют расширители, которые бывают следующих типов: уплотняющие, пантографные, грейферные и др. 

Бурение скважин без крепления стенок применяют в устойчивых грунтах, к которым относятся пылевато-глинистые грунты с показателем текучести < 0,5. Скважины бурят методами вращательного бурения с применением шнекового или ковшового буров. Если требуется по проекту, то нижнюю часть скважины расширяют с помощью расширителей, закрепленных на буровой штанге. После приемки скважины в ней монтируют арматурный каркас и бетонируют сваю. Подача бетонной смеси с осадкой конуса 16—20 см осуществляется через бетонолитные трубы, которые состоят из отдельных секций. Конструкции стыков позволяют быстро и надежно соединять отдельные секции труб. Диаметр бетонолитных труб должен быть не менее 250 мм. Бетонолитная труба соединена с приемной воронкой, через которую бетонную смесь непосредственно подают из автобетоносмесителя. По мере укладки бетонной смеси бетонолитную трубу поднимают. Уплотнение малоподвижных бетонных смесей на всю глубину скважины осуществляется глубинными вибраторами В1-756, В1-631 и др.

Для формирования головы сваи применяется обсадной патрубок. Он также может служить для крепления арматурного каркаса в скважине и бетонолитного оборудования. По такой технологии устраивают бурона-бивные сваи диаметром 400—1000 мм и глубиной до 30 м.

Исследования показывают, что затраты труда на бурение скважины составляют около 70 % затрат на изготовление   буронабивных   свай,   поэтому способ бурения скважины определяет технологию изготовления свай. Увеличения несущей способности буронабивных свай добиваются устройством уширений. Для разбуривания полостей уширений требуется произвести несколько циклов спускоподъемных операций. Хронометражные данные по скважинам глубиной 16—25 м и диаметром 600—800 мм с полостями диаметром до 1,8 м показывают, что на образование полости затрачивается до 60—80 % времени от общей продолжительности устройства скважины.

Устройство буронабивных свай с креплением стенок скважин обсадными трубами возможно в сложных грунтовых условиях. Как правило, обсадные трубы должны быть инвентарными, извлекаемыми из скважины по мере бетонирования сваи. Секции обсадных труб соединяют стыками специальной конструкции, а иногда с помощью сварки. Погружают обсадные трубы в процессе бурения скважины гидродомкратами, а также посредством забивки или вибропогружения. При бетонировании скважин в неустойчивых и обводненных грунтах необходимо, чтобы уровень забоя скважины был на 1 —1,5 м выше уровня низа конца обсадной трубы, т. е. чтобы в обсадной трубе была грунтовая пробка, исключающая возможность прорыва обводненного грунта в обсадную трубу.

Работы по устройству фундаментов на буронабивных сваях ведут по технологическим картам, на которых указывают захватки. К месту бетонирования свай бетонная смесь транспортируется автобетоносмесителями и автобетоновозами.

Схема передвижения буровой установки на объекте в зависимости от конфигурации свайного поля, числа свай и расстояния между сваями может быть продольной, поперечной и кольцевой.

Набивные сваи любого типа следует бетонировать без перерывов. При расположении свай одна от другой менее чем на 1,5 м их выполняют через одну, чтобы не повредить только что забетонированных свай. Пропущенные сваи бетонируют вторым проходом. Таким образом, принятая последовательность работ должна предусматривать предохранение скважин и свежих свай от повреждения.